Упражнения на координацию

Координация – это способность выполнять плавные, точные, контролируемые движения (оптимальное взаимодействие мышц).

  • Координация — это способность задействовать нужную мышцу в нужное время с надлежащей интенсивностью для выполнения правильного движения.
  • Координированное движение характеризуется надлежащей скоростью, расстоянием, направлением, временем и мышечным напряжением.

Это процесс, результатом которого является активация двигательных единиц нескольких мышц с одновременным торможением всех других мышц для выполнения желаемого действия.

Мозжечок – это основной центр головного мозга, который отвечает за координацию движений и способность выдавать плавную точную двигательную реакцию.

Чтобы произошло координированное движение, задействуются все нижеперечисленные структуры.

  • Мозжечок.
  • Вестибулярная система.
  • Двигательная система.
  • Чувствительная система.
  • Зрение.

Компоненты координированного движения

Координированные движения зависят от:

  • Волевое усилие: способность инициировать, поддерживать или прекращать действие или движение.
  • Восприятие: взаимодействие системы проприоцепции и подкорковых центров для интеграции двигательных импульсов и получения сенсорного ответа. Когда нарушена проприоцепция, она частично компенсируется за счет зрительной обратной связи.
  • Энграмма: физическое или биохимическое изменение в нервной ткани, представляющее память пережитых состояний. В исследовании было доказано, что должно быть выполнено высокое число повторений, чтобы сформировалась энграмма. В исследовании от 1980 г.: «Требуются тысячи повторений для начала формирования энграммы и миллионы повторений для ее совершенствования. Координация развивается пропорционально числу повторений, которые практикуются чуть ниже максимального уровня способности к выполнению».

Типы координации

Двигательная координация, требуемая для выполнения задания, — это комбинация трех навыков:

  1. Навыки мелкой моторики
    • Требуется координированное движение мелких мышц (лицо, кисти).
    • Примеры: письмо, рисование, застегивание и расстегивание пуговиц.
  2. Навыки крупной моторики
    • Требуется координированное движение крупных мышц или групп мышц (туловище, конечности).
    • Примеры: ходьба, бег.
  3. Навыки координации «рука-глаз»
    • Способность зрительной системы координировать полученную визуальную информацию и затем контролировать или направлять руки для завершения задания.
    • Примеры: умение ловить мяч, шитье, использование компьютерной мыши.

Причины нарушения координации

Некоординированное движение или нарушение координации в медицине известно как атаксия. Существует некое число известных случаев атаксии. Они ранжируются от хронических состояний до внезапного проявления. Однако, большинство состояний связаны с повреждением или дегенерацией мозжечка.

Для координированного движения требуется, чтобы функционировали мозжечок, спинной мозг и периферическая нервная система. Болезни и повреждения, причиняющие вред или разрушающие любую из этих структур, могут привести к атаксии.

Среди них выделяют:

  • Травматическое повреждение головного мозга.
  • Алкоголизм.
  • Инфекционный процесс.
  • Невропатии.
  • Повреждения спинного мозга.
  • Рассеянный склероз
  • Болезнь Паркинсона.
  • Инсульт/транзиторная ишемическая атака.  
  • Генетические атаксии (например, атаксия Фридриха и болезнь Уилсон).
  • Церебральный паралич.
  • Опухоли мозга.
  • Токсины также могут быть причиной атаксии. Среди них:
    • Противоэпилептическиепрепараты.
    • Лекарства для химиотерапии.
    • Литий.
    • Наркотики.
    • Седативные средства.
    • Ртуть, свинец и другие тяжелые металлы.
    • Толуол и другие типы растворителей.

Обследование

В нижеприведенных тестах вам следует искать признаки интенционного тремора, а также «рваных» движений или дисметрии: в форме гиперметрии или гипометрии.

Примеры тестов для верхних конечностей

  • Пальценосовая проба — плечо отведено на 90 градусов, локоть выпрямлен; пациента просят коснуться кончиком указательного пальца кончика носа.
  • Тест «палец пациента к пальцу врача»: пациент и терапевт сидят друг напротив друга, терапевт держит свой указательный палец перед пациентом; пациента просят дотронуться кончиком своего указательного пальца до пальца терапевта, либо пациент попеременно дотрагивается указательным пальцем до кончика своего носа и кончика пальца терапевта.
  • Тест «палец к пальцу» — оба плеча пациента отведены на 90 градусов, локти выпрямлены; пациента просят привести руки к срединной линии так, чтобы указательный палец одной руки коснулся указательного пальца другой руки.
  • Адиадохокинез — пациента просят быстро выполнять различные движения, например, сгибание и разгибание кисти, постукивание пальцами.
  • Симптом отдачи — пациент сгибает локоть, преодолевая сопротивление терапевта. Когда сопротивление внезапно исчезает/уменьшается, предплечье пациента делает резкое движение (необходимо страховать пациента, чтобы он себя не ударил).
  • Тест на застегивание и расстегивание пуговиц.

Примеры тестов для нижних конечностей

  • Ходьба по прямой линии (нога к ноге): в случае поражения мозжечка, в походке наблюдаются отклонения.
  • Проба Ромберга: попросите пациента встать, сведя пятки вместе. Покачивание или потеря баланса происходят, когда глаза пациента открыты или закрыты.

Тесты для спортсменов/человека, регулярно занимающегося спортом

Также существует множество высокоуровневых тестов для помощи в оценке и улучшении навыков и продуктивности спортсмена. Например, тест на бросание мяча в стену (попеременно двумя руками), тест на переворачивание банок с газировкой и т.д. На видео представлено несколько координационных тестов.

Общие принципы упражнений на координацию  

  1. Постоянное повторение нескольких двигательных действий.
  2. Использование сенсорных ориентиров (тактильных, зрительных, проприоцептивных) для улучшения двигательной активности.
  3. Увеличение скорости движения с течением времени.
  4. Действия разбиваются на компоненты, достаточно простые для правильного выполнения.
  5. При необходимости предоставляется помощь в выполнении действий.
  6. Таким образом, после двух или трех повторений пациенту необходима передышка, чтобы избежать усталости.
  7. Для формирования энграммы необходимо правильно выполнить большое количество повторений.
  8. Во время тренировки нового движения пациенту дают различные вводные, например, инструкция (звуковая стимуляция), сенсорная стимуляция (прикосновение) или положения, в которых пациент может видеть движение (визуальная стимуляция), для улучшения двигательной активности.

Физическая терапия

Существует много вариаций, которые можно использовать для улучшения координации, например:

  • Тайцзи.
  • Пилатес.
  • Йога.
  • Программа упражнений Otago и использование балансировочных досок.
  • Нейромышечные упражнения на координацию.  
  • Проприоцептивная нейромышечная фасилитация.   
  • Сенсорно-интеграционная терапия.
  • Упражнения Френкеля.

Доказательная база

Существует много доказательств в пользу включения упражнений на координацию в лечение при целом ряде заболеваний.

В Кохрейновском обзоре от 2015 года, посвященном эффективности пилатеса при болях в нижней части спины, были приведены доказательства низкого и среднего качества, свидетельствующие, что пилатес можно использовать для лечения боли в пояснице.

В проведенном в 2015 году исследовании, посвященном изучению эффективности проприоцептивной нейромышечной фасилитации у пациентов с инсультом, было обнаружено, что тренировки на координацию, основанные на применении паттернов ПНФ, полезны при нарушении баланса и ходьбы. Улучшения были обнаружены как в улучшении результатов теста на дотягивание, так и по шкале Берга.

В исследовании 2011 года, которое называлось «Роль упражнений на координацию в улучшении когнитивной функции у пациентов старшего возраста», было обнаружено, что низкоинтенсивные упражнения могут быть полезны для улучшения когнитивной функции у людей старшего возраста.

Исследование, посвященное влиянию координационных тренировок на теннисистов, показало, что программа по улучшению координации помогает спортсменам лучше осваивать и демонстрировать навыки работы предплечьем и удара ракеткой (так называемые форхенд и бэкхенд).

Исследование (2015) эффективности программы сенсорной интеграции для улучшения двигательных навыков у детей с аутизмом, свидетельствует, что это лечение было эффективным и помогало детям с аутизмом стать более независимыми и активнее участвовать в повседневных занятиях.

При исследовании эффективности координационных упражнений Тайцзи Цюань у пожилых людей было сделано заключение, что «пожилые люди, которые регулярно этим занимаются, показывают лучшую постуральную стабильность в более сложных условиях, чем люди, которые этого не делают. Тайцзи Цюань в качестве координационного упражнения может снизить риск падения, поддерживая возможность постурального контроля. Тайцзи Цюань настоятельно рекомендуется в качестве режима координационных упражнений для предотвращения падения пожилых людей». 

В исследовании с привлечением пациентов с инсультом и изучением эффективности упражнений Френкеля было обнаружено значительное улучшение координации, баланса и выполнения функциональных заданий при включении упражнений Френкеля в физиотерапевтическую программу.

Источник: Physiopedia — Coordination Exercises.