Лед — это чрезвычайно горячая тема в спортивной медицине и реабилитации, особенно когда дело касается острых травм. Наши подходы к лечению постоянно меняются на основе самых современных исследований. Неудивительно, что из-за этого существует путаница вокруг того, нужно ли использовать лед при острых травмах или нет.
Когда кто-то подвернул лодыжку, то он инстинктивно хватается за пакет со льдом. Все мы видели, когда профессиональные спортсмены получают травмы, их заворачивают в лед еще до того, как они выходят с поля. Лед является неотъемлемой частью процесса лечения острых травм, но согласуется ли это с последними научными данными?
Самое раннее документирование льда как части протокола лечения острой травмы датируется 1978 годом, когда аббревиатура RICE (Rest, Ice, Compression, Elevation) или «Покой, Холод, Компрессия и Возвышенное положение» был введен доктором Гейбом Миркиным. Его намерение использовать лед состояло в том, чтобы свести к минимуму воспалительную реакцию в попытке ускорить заживление тканей. Этот первоначальный протокол глубоко укоренился в нашей культуре, и в течение 20 лет мы использовали его при лечении острых травм (прежде чем в него был включен элемент P — Protection (PRICE)). 14 лет спустя протокол POLICE (Protection, Optimal Loading, Ice, Compression, Elevation) заменил протокол PRICE.
Зачем это было сделано?
С тех пор исследования показали, что «Optimal Loading» или «Оптимальная нагрузка» способствует восстановлению тканей через регенерацию клеток, вызванную легкой механической нагрузкой на ранних стадиях. Впоследствии было обнаружено, что отдых (Rest) или отсутствие движений вредят выздоровлению.
А что на счет люда? В литературе, безусловно, существует единодушное мнение, что лед действует как отличный анальгетик (обезболивающее средство), снижая температуру кожи. Однако воздействие на нижележащие мышцы отсутствует, поэтому температура мышц остается неизменной после местного применения льда. В чем мы сейчас гораздо менее уверены, чем в 1978 году, так это в его целебных свойствах. Анекдотически (и, вероятно, из-за обезболивающего эффекта) большинство людей сообщают, что лед позволяет им «чувствовать себя лучше», по крайней мере в краткосрочной перспективе. Но какое влияние оказывает охлаждение места травмы в среднесрочной и долгосрочной перспективе?
В 2014 году доктор Миркин признал изменения в исследовании и, как и любой ученый, который основывается на фактических данных, отказался от элемента Ice из своего первоначального протокола. Он заявил, что тренеры десятилетиями использовали его рекомендации, но теперь оказалось, что и лед, и полный покой могут на самом деле замедлять восстановление тканей.
27-28 февраля в Новосибирске состоится семинар Дмитрия Горковского «Суставные мобилизации (верхний квадрант)». Узнать подробнее…
Доктор Миркин имеет в виду необходимые преимущества воспалительного процесса. Когда мы травмируем себя, наш организм посылает сигналы нашим воспалительным клеткам (макрофагам), которые высвобождают так называемый инсулиноподобный фактор роста (ИФР-1). Эти клетки инициируют заживление, устраняя поврежденные ткани. Поэтому, когда применяется лед, это может препятствовать естественному высвобождению ИФР-1 в организме и, следовательно, задерживать начало процесса заживления.
Элемент Ice был окончательно выведен из протокола лечения острых травм в 2019 году. На смену ему пришел другой протокол: PEACE & LOVE (Protection, Elevation, Avoid anti-inflammatory drugs, Compression, Education & Load, Optimism, Vascularisation and Exercise), т.е. «Защита, Возвышенное положение, Избегание приема НПВС, Компрессия, Обучение и Нагрузка, Оптимизм, Васкуляризация, Упражнения».
В связи с этим возникает вопрос: «Несмотря на то, что лед задерживает заживление, должны ли мы продолжать его использовать, потому что он заглушает боль?» Здесь есть один нюанс.
Хотя некоторое воспаление может быть оправдано для выздоровления, слишком сильный или длительно существующий отек — это плохое явление. Чрезмерный отек оказывает нежелательное давление на ткани, ограничивает движение, может усиливать боль и нарушать функцию мышц.
Это часто наблюдается при сильных повреждениях (например, при вывихах голеностопного сустава), когда отек достаточно большой, что уменьшает амплитуду движений. Другой пример — это артрогенное ингибирование четырехглавой мышцы бедра после операции на передней крестообразной связке.
В этих условиях лед может быть подходящим вариантом, поскольку цель состоит не в том, чтобы предотвратить все отеки, а в том, чтобы ограничить их выраженность. Напротив, мышечные повреждения часто сопровождаются меньшими отеками, и поэтому лед не принесет пользы на ранних стадиях лечения таких травм.
Так что на данный момент, основываясь на текущих исследованиях, стоит рекомендовать держать лед по большей части в морозилке. Исключение из этого правила следует сделать, когда мы понимаем, что травма серьезная и отек будет большим, что является ограничивающим фактором для восстановления. В этих случаях лед может быть полезен, но только на ранних стадиях. На чем же мы тогда должны фокусироваться? На безопасном возвращении к движению.